пн-пт 9:00 - 17:00
+7 (495) 604-13-10

Бизнес-парк "Румянцево", 3 подъезд, 5 этаж, 506/1А

схема проезда

История зарождения и развития парфюмерии

История зарождения и развития парфюмерии

 

Природа запаха таинственна, божественна по своей природе. Непостижимая для людей древности, она  не раскрыта до конца и в наше время. Аромат, от  которого трепещет душа – самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Это впечатление мимолетно, невесомо, но все же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Кому не знакомо ощущение блаженства, вызванного прикосновением свежего бриза, или пора, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, окутывает себя дыханием зелени и цветов. 
 

Природа подарила человеку свежесть цитрусов, истому туберозы, тепло сантала, загадочное спокойствие ладана, чувственность амбры и мускуса. 50 веков усиленных поисков и открытий душистого сырья и способов его получения стимулировали развитие цивилизации. Попытки человека сохранить и передать благоухание природы способствовало появлению и развитию парфюмерии. Ее история неразрывно связана с историей человечества.
 

Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине веков. Некоторые считают, что оно впервые было открыто в Месопотамии, в том месте, где, по преданию, находился земной рай. Другие утверждают, что родина парфюмерного искусства – Аравия, которая долгие века, вплоть до наших дней носит название «страны благовоний».
 

Можно спорить о правильности этих версий, но в любом случае, очевидно, что, как только человек открыл для себя «сок из дерева мирры, слезу бальзамических сладостных трав», прежде всего он принес их в дар божеству. Само слово «парфюмерия» (per - через, посредством, fumum – дым) свидетельствуют о том, что первые благовония представляли собой сжигавшиеся ароматические смолы и древесину.
 

Благовонные курения сжигались на алтарях зороастрийцев и конфуцианцев, в храмах Мемфиса и Иерусалима. Греческий элизиум, христианский рай и исламское «седьмое небо» полны, по описаниям, благовонных запахов. Использование благовоний  в античном мире достаточно быстро вышло за рамки исключительно религиозного ритуала. Способы употребления благовоний адаптировались в частной жизни и стали настоящей необходимостью везде, где появлялась тенденция к более утонченному вкусу и быту.
 

Искусство парфюмерии изучалось и культивировалось всеми народами, принимавшими друг от друга эстафету цивилизации. От египтян это искусство переняли иудеи, потом ассирийцы, греки, римляне, арабы и, наконец, преодолев хаос варварства и созрев для освоения присущих цивилизации искусств, - современные европейские народы.
 

Первыми профессиональными парфюмерами можно назвать древнеегипетских жрецов, так как только им в ту пору были известны секреты приготовления ароматических составов. Готовились эти составы в храмовых мастерских по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери. Духи и косметика, которыми пользовались египетские красавицы, чтобы усилить впечатление от своей красоты, были если  и не столь изысканны, как снадобья современных модниц, то, во всяком случае, столь же многочисленны.
 

Увлечение благовониями и косметикой в Древнем Египте постоянно возрастало и наивысшей точки достигло в период правления Клеопатры. Эта царица употребляла благовония в огромном количестве, сама была автором многих из них. Ароматы входили в число ухищрений, с помощью которых Клеопатра стремилась произвести впечатление на Марка Антония во время их первой встречи на берегах Кидна, которую так великолепно описал Шекспир: « А пурпурные были паруса напоены таким благоуханьем, что ветер, млея от любви, к ним льнул. » («Антоний и Клеопатра»). Царица устроила пиры в залах, пол которых был на локоть засыпан лепестками роз.
 

Спрос на благовония был велик и при проведении всевозможных светских торжеств. Первой обязанностью рабов при встрече гостей было умастить им головы – или, вернее, парики, так как и мужчины, и женщины в Древнем Египте стриглись коротко, парики носили в качестве головного убора, защищавшего голову от солнечных лучей. На шею каждому из гостей надевался венок из лотосов, а пол и столы усыпались разнообразными цветами, аромат которых смешивался с запахами всевозможных курений. Пренебрежительное отношение к аромату собственного тела в глазах утонченных египтян выглядело, как проявление грубости и варварства.

Евреи – древнейший из современных народов, долгое время, находясь в рабстве в стране высокой цивилизации, какой был Египет той эпохи, переняли все культурные достижения своих завоевателей. Среди множества искусств, перенесенных ими из Египта в свою страну, было и искусство парфюмерии. «Масть и курение радуют сердце…»- восклицал в своих притчах мудрейший Соломон. В ту эпоху благовония были очень дороги, и древние евреи ценили их столь высоко, что включали в число даров царя. К примеру, царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему «такие пряности, какие никто до той поры не видел».

 В числе других средств обольщения к благовониям прибегла Юдифь, собираясь проникнуть в шатер к Олоферну, чтобы избавить свой народ от угнетения.

Еврейские женщины, как правило, отличались замечательной красотой. Однако, не довольствуясь присущим им от природы очарованием, женщины стремились усилить его с помощью разного рода косметики и благовоний. На то, что эти благовония успели составить целую отрасль торговли, указывает встречающееся в тексте «Песни Песней» словосочетание «порошки продавца ароматов». Наряду с ароматическими курениями, духами и притираниями, были вещества, создававшие «аромат одежд», которые помещались между одеяниями. Любители роскоши ароматизировали даже свою постель.
 

Быт ассирийцев, которому были свойственны роскошь и утонченность, предполагал широкое употребление ароматических средств и косметики. Последний ассирийский царь Сарданапал, будучи, свергнут с престола ворвавшимися в страну завоевателями, избрал для себя смерть, достойную восточного любителя роскоши. Он приказал сложить костер из благовонного дерева, взошел на него вместе со своими женами и сокровищами и задохнулся в облаке ароматного дыма.
 

Одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами на древнем Востоке был Вавилон. Основными потребителями этих благовоний были сами вавилоняне. Геродот сообщает, что в период расцвета Вавилона среди его жителей было принято умащать все тело драгоценными ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения.
 

Великий завоеватель Александр Македонский, презиравший предметы роскоши, проведя некоторое время в Азии, стал по-иному относиться к этому благу цивилизации. Атеней сообщает, что Александр имел обыкновение орошать полы редкими духами и приказывал возжигать в своем присутствии благовонное дерево, мирру и другие виды курений.
 

В античной Греции наряду с использовавшимися для жертвоприношений ароматическими смолами, были широко распространены духи на масляной основе с запахом различных цветов, среди которых на первом месте была роза.
 

Не пренебрегал благовониями даже оборванный циник Диоген и пользовался ими время от времени, хотя ванну считал излишней; правда, из соображений экономии он наносил благовония на ноги, резонно объясняя: «Когда вы умащиваете духами голову, запах поднимается вверх, и от него получают удовольствие только птицы, я же натираю ими свои нижние части, и запах, поднимаясь, окутывает мое тело и достигает носа». Тех, кто занимался приготовлением благовоний – а это были в основном женщины – древние греки считали чародеями.
 

Названия некоторым общепризнанным духам давались в честь их создателей. К примеру, авторство «мегаллиума» принадлежало парфюмеру по имени Мегалл. Точно также Перон был известным афинским парфюмером. Любители особой изысканности на каждую часть тела наносили особый аромат.
 

С тех пор, как римляне начали завоевывать греческие колонии на юге Италии, получившие название Великой Греции, они постепенно перенимали обычаи захваченных земель, входя во вкус утонченной роскоши. В 454 году некий сицилиец по имени Менас принес в Рим моду брить бороду и открыл цирюльни. Эту моду подхватили самые блестящие патриции, и вскоре чисто выбритый подбородок и умащенные ароматическим маслом волосы стали обязательным признаком знатного человека; бороды же остались только у рабов и простолюдинов. Именно этим моментом следует датировать начало распространения благовоний в Риме. Этот процесс шел весьма быстро, и употребление благовоний достигло таких размеров, что изгнанный Триумвиратом и бежавший в Салерно Луций Флоциус попытался спрятаться, но был выдан запахом своих духов и казнен.
 

Римский император Отон был страстным любителем парфюмерного искусства – даже в военные походы он брал целый арсенал туалетных эссенций. Калигула расточал на приобретение благовоний невероятные суммы денег и нежил свое истощенное излишествами тело в ароматических водах.
 

Страстным любителем ароматов был также Нерон. В его раззолоченном дворце в пиршественном зале под облицовкой из слоновой кости были спрятаны серебряные трубы, из которых на гостей обрушивался дождь благовонных эссенций.
 

Мастерство парфюмерии при дворе византийского императора ценилось ничуть не меньше, чем при римском императорском дворе, так как в распоряжении византийцев находились все благовонные сокровища Востока. Пророк Магомет говорил, что из всех вещей в мире больше всего радуют его сердце дети, женщины и благовония.
 

Хотя мусульманская религия, расколовшая Восточную римскую империю, сдерживала развитие изобразительного искусства, однако не создавала препятствий на пути научных исследований  и многими ценными открытиями в области науки мы обязаны арабам.
 

Авиценна, знаменитый целитель Х века, открыл способ выделять из цветов и растений их ароматические и целебные элементы с помощью дистилляции, таким образом, нашел способ длительного сохранения летучего аромата и сделал его устойчивым. Благодаря научным исследованиям, Авиценне удалось выделить ценную жидкость, известную под названием розовой воды.
 

Особую страсть жители Востока питали и  питают к мускусу. При строительстве мечети Зобаидов под Таурисом в приготовленной извести было растворено большое количество мускуса и, благодаря тому, что мускус является самым стойким из всех благовоний, стены мечети испускают сильный аромат до сих пор.
 

Высокоразвитые цивилизации Дальнего Востока существовали долгие века, здесь шел свой ход истории, здесь были не столь заметны перемены от столетия к столетию и почти не ощутим прогресс.
 

Немногие страны мира могут сравниться с Индией в богатстве и многообразии цветов и растений. Розовое масло  производится здесь с давних пор: любимая жена Джехан-Джира, гуляя однажды в своем саду, увидела на поверхности заполненного розовой водой канала несколько плавающих маслянистых капелек и приказала выловить их. Найденное вещество обладало таким великолепным запахом, что Джехан-Джир приказал найти способ приготовления, чтобы специально производить эту драгоценную эссенцию.
 

Вторым «фаворитом» среди душистых растений был жасмин, который индийские поэты называли «лунным светом в рощах». Из всех цветов путем дистилляции изготавливали ароматические эссенции. Излюбленными запахами индийцев являются мускус, сивет, амбра, нард, ветивер, пачули, санталовое дерево.
 

В Китае ароматическими веществами пользовались с глубокой древности. Любимым запахом китайцев является мускус, который ценят не только за приятный аромат, но и за то, что, по их представлениям,  он исцеляет все болезни, который существуют в мире. Перечень веществ, используемых в китайской парфюмерии, дополняют санталовое дерево, пачули, гвоздика, корица, камфора.
 

На территорию современной Европы, в Галлию и Британию, цивилизованные нравы принесли римские завоеватели. Однако этот период длился недолго, блеск цивилизации померк вместе с окончанием римского владычества, а новые завоеватели вновь погрузили бывшие колонии во тьму.
 

После крестовых походов сфера употребления благовоний заметно расширилась. Отважные рыцари привозили из походов своим дамам знаменитые восточные духи, цветочное мыло, розовую воду, пряности. Мускус был впервые «открыт» для европейцев в подробном описании Марко Поло.
 

В XV веке в Европе было полностью освоено производство спирта, с появлением которого парфюмерия поднялась на другую ступень развития. Духи на спиртовой основе до XIV века были неизвестны. Впервые из духов такого рода упоминается «венгерская вода» или «Вода королевы Венгрии», содержащая эфирное масло розмарина (1370 г.).
 

Если условно принять, что потребление парфюмерно-косметической продукции является критерием цивилизованности человеческого общества, то Европе XV века осталось сделать лишь один шаг, чтобы не только догнать, но и опередить сказочный Восток, включая арабские страны, Индию, Китай и Японию.

В XIV-XV вв. Республика Венеция держала в руках всю торговлю с Востоком. Богатые дамы стали все больше применять благовония и косметику.

Все изменили Великие географические открытия. Португальцы взяли в свои руки торговлю со странами Востока по южным морям. Италия вместе с Венецианской республикой стала превращаться в европейское захолустье. Торговцы, мастера, в том числе и парфюмеры, стали бежать в другие европейские страны.

Прибыв во Францию для бракосочетания с королем Генрихом II, Екатерина Медичи привезла с собой некого флорентийца по имени Рене, весьма искусного в составлении духов. Он основал в Париже знаменитую парфюмерную лавку у «Моста менял», которая привлекала французских дворян сильными запахами, сделалась местом встречи модных кавалеров и дам, и с этого момента парфюмерная продукция сделалась во Франции предметом повседневного потребления.
 

Во Франции парфюмеры-ремесленники существовали с XII века. Чтобы стать мастером-парфюмером, необходимо было прослужить четыре года учеником и три года подмастерьем, а это доказывает, что ремесло парфюмера считалось достаточно важным.
 

В период правления изнеженного Генриха II употребление парфюмерии достигло колоссальных размеров, так как дамы злоупотребляли «всевозможными духами, туалетными водами, цибетином, мускусом, амброй и другими ценными благовониям, надушивая свои платья, белье и само тело». Французские короли всячески поощряли развитие парфюмерии. В 1614 г. сословие парфюмеров получило официальное признание.
 

Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала сильные запахи. Портьеры ее будуара после смерти почти 20 лет сохраняли запах мускуса. Сменившая ее мадам Дюбарри предпочитала легкие цветочные ароматы и сделала модными одеколоны. Первый настоящий одеколон (“eau de Cologne” – по-французски «кельнская вода») выпустил в Кельне уроженец Милана Иоганн Мария Фарина. В конце XVIII века в Кельне, на фабрике Вильгельма Мюленса, был создан одеколон «№ 4711», завоевавший всемирную известность. Этот одеколон нравился Наполеону Бонапарту, который постоянно возил его с собой, покупал до 60 флаконов в месяц.
 

Империя поощряла широкое применение парфюмерной продукции. Наполеон и его окружение сами стали ее крупными потребителями. Жозефину называли «сходящей с ума по мускусу». Ее туалетная комната была настолько пропитана  ароматами мускуса, сивета, ванили и амбры, что даже семьдесят лет спустя этот запах еще чувствовался.
 

С реставрацией пришел более спокойный период в мире ароматов. Стали ценить мягкие  и цветочные запахи в ущерб животным ароматам. Вторая Империя и императрица Евгения привили вкус к пьянящим духам на основе пачули. Поставщиком «ее величества императрицы Евгении» был юный Пьер-Франсуа Паскаль Герлен.
 

В Англии парфюмерия вошла в повседневное употребление только во времена королевы Елизаветы в XVI веке. Ее рабочий кабинет был полон запахов. Отдушивались мебель, одежда, обои. Вскоре, однако, победил протестантизм и почти до конца правления королевы Виктории (1819-1901г.г.) в Англии сильные запахи считались неприличными. В XVII веке на юге Франции возник новый центр парфюмерии – город Грасс. В конце XVIII-началеXIX века вместо парфюмерных лавок возникли небольшие парфюмерные предприятия: фирмы Любена, Убигана, Герлена и др.
 

Успехи органической химии конца XIX века сделали возможным получение душистых веществ химическим путем, что позволило расширить палитру парфюмеров, появились новые пахучие вещества с оригинальными ароматами. Парфюмеры могли дать волю своему воображению и создавать сочетания запахов, не существующих в природе. Так родилась новая профессия парфюмера, которая познала всю славу в XX веке и открыла парфюмерии различные пути в выборе творческого стиля.  Не одну тысячу лет человечество окружает себя ароматным облаком и, только в XX веке парфюмерная промышленность стала настоящим монстром.
 

Подводя итоги краткого исторического экскурса, можно сделать вывод: испокон веков человек не оставлял свое тело таким, каким оно дано ему от природы, а старался, украшая, прикрыть его и преобразить самыми разными способами. Использование духов – это облачение в одежду и культурное преображение естественного запаха человека. Так же, как и одежда, запахи следуют за нашим быстро меняющимся миром. Очень часто духи сравнивают с одеждой, но это – одежда для души.

Жанна Гладкова